Антинаркотическое воспитание
Программа
профилактики немедицинского потребления
наркотических веществ
на 2014-2019 годы
Профилактическая деятельность регламентируется:
-Законом РФ «Об образовании», устанавливающим ответственность ОУ за жизнь и здоровье обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
-Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Профилактика злоупотребления ПАВ на 2014-2019годы |
Заказчик программы |
Администрация МОУ «Центральная СОШ» |
Цель программы |
Повышение психологической устойчивости подростков и юношей к наркотической контаминации |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
2014– 2019гг. |
Участники программы |
Учащиеся школы 1-11классы, педколлектив, родители, медработники. |
Ожидаемые результаты По окончанию курса программы подросток должен приобрести знания: |
1.Создание системы профилактической работы в школе; 2.разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы : родительской общественности, педагогического коллектива и ученического соуправления; 3.повышение психолого-педагогической грамотности родителей уч-ся ; 4.снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде; 5.формирование здорового образа жизни и эффективных линий поведения детей; 6.активное и результативное участие школьников в конкурсах и соревнованиях. 1.об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности; 2.об опасных предметах и веществах, о способах безопасного поведения; 3.выражать и отстаивать своё мнение; 4.принимать решения в пользу здоровья; 5.справляться со стрессом, решать конфликты. 6.осознанно отказываться от опасных предложений. 7.поддерживать и сохранять собственное здоровье. |
Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет организацию, координацию и контроль исполнения Программы.
Кадровое обеспечение
Директор : осуществляет общее руководство и контроль по реализации
Программы.
Зам. по ВР: -координация реализации программы;
-организация воспитательной работы и дополнительного образования в школе;
-проведение семинаров , консультаций.
Учителя: освоение и внедрение профилактических технологий в учебно- воспитательном процессе.
Классные руководители: проведение классных часов и родительских собраний.
Медработник: диагностика состояния здоровья учащихся; оказание медицинской помощи учителям и детям.
Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактики:
-оказание профессиональной помощи всем участникам программы ;
-проведение консультаций, тренингов; -участие в мероприятиях школы.
Социальные партнёры школы
- Управление образования
- Комиссия по делам несовершеннолетних
- Врач: нарколог и педиатр
Модуль « Учащиеся»
Профилактическая работа против приобщения молодежи к употреблению наркотических и сильно действующих веществ должна проводиться дифференцированно, исходя из возраста ребенка или подростка. Это необходимо потому, что младший, средний, и старший школьный периоды школьного детства значительно отличаются друг от друга по физиологическим, психологическим показателям, характеру ценностных ориентаций, среде интересов и потребностей, уровню социальной адаптации и, что особенно важно, отношениям к употреблению ПАВ.
Таким образом, мероприятия по профилактике приобщения к употреблению ПАВ должны строиться с учетом специфики возраста.
Задачи модуля:
-
создание в школьной среде условий препятствующих распространению наркотиков
-
становление активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
Направления работы: Диагностическое, профилактическое.
Диагностическое направление включает в себя различные виды анкетирования в соответствие с возрастными особенностями (см. Приложение 1).
Профилактическое направление включает в себя просветительскую работу (лекции, беседы, с привлечением медицинских работников и органов правопорядка), наглядную агитацию, организацию работы агитбригад. (см. Приложение 2).
Модуль « Родители».
Профилактика наркомании – процесс активного формирования личности ребенка. В предупреждении детской, подростковой, юношеской наркомании главенствующую роль играет семья. Работа в данном модуле ориентирована на создание в семье сферы, исключающей саму возможность девиантного поведения ребенка.
Задачи: ознакомить родителей с информацией и статистикой по проблеме наркомании; скоординировать совместные усилия педагогов и родителей по профилактике наркомании среди учащихся.
Направление деятельности - просветительское.
Работа организуется путем проведения лекций и семинаров для родителей, как в рамках всей школы, так и в рамках работы классного руководителя (см. Приложение № 3).
Модуль «Педагоги».
В деятельности по профилактике наркомании используются ресурсы школы.
Задачи модуля: повышение компетенции педагогов в вопросах профилактики употребления ПАВ обеспечение педагогов методическими материалами, нормативными документами в области профилактики ПАВ.
Направление работы: методическая работа, просветительская работа.
Методическая работа заключается в подборе и обеспечении педагогов материалами для осуществления работы с учащимися разных возрастных групп (см. Приложение №3).
Просветительская работа включает в себя организацию тренингов, семинаров, лекций
Список литературы
Т.А, Фалькович, Н.С. Толстоухова «Подростки ХХ1 века» М.: Вако, 2007.
Иванова Г.В. Опыт реализации областной программы «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи» Рязань, 2003
Е.В.Савченко «Классные часы в 5-9 кл.» М.: Вако 2006
Н.И. Ерёменко «Классные часы в 9 кл.» Волгоград 2006
Первичная профилактика наркологических заболеваний в образовательных учреждениях: Учебное пособие для психологов, педагогов и социальных работников/ Под. Ред. доктора медицинских наук, профессора С.С. Петрова. – Рязань, 2002.
Последний звонок № 4/ 2003; № 6/2005
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под ред.С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников. – Москва 2003.
Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. – М.:Издательский Дом «Генжер». 2003.
И,С, Кон. Психология ранней юности. М.:1989
Приложение № 1
Анкета «Наркомания»
Класс Возраст
1. Что Вам известно о наркомании?
2. Употреблять наркотики или нет – это Ваш выбор?
Да - нет –
3. Согласны ли Вы с утверждением: «В этой жизни все надо попробовать»?
Да - нет – Почему?
4. Вам говорят: «Это легкие наркотики, которые не вызывают привыкания», Согласитесь ли Вы с этим? Да - нет –
5. Вам говорят: «Наркотик откроет перед тобой дверь в другой мир. Он насытит твою жизнь новыми красками». Что Вы можете ответить на это?
6. Вам говорят: «За употребление наркотиков тебе ничего не будет. Рискует только продавец. Наркотик и криминал стоят радом». Ваши мысли по этому поводу
7. Что Вы сделаете, если узнаете, что Ваш друг употребляет наркотики?
ПОМНИТЕ!
НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ВЗЯТЬ У ПРИРОДЫ ИСКУССТВЕННО.
ЗНАЙТЕ! СЧАСТЛИВЫХ НАРКОМАНОВ НЕ БЫВАЕТ.